UX («user experience») дословно переводится как «пользовательский опыт». UX определяет то, какое впечатление получит человек от взаимодействия с сайтом. Удобно ли, логично, интуитивно понятно расположены составляющие сайта? Или наоборот, все запутано, не прослеживается логика построения веб-портала и его компонентов? За все эти вещи ответственен UX.
Стив Круг (автор книги «Не заставляйте меня думать») определяет юзабилити как уверенность в том, что что-то работает хорошо, и что человек со средними способностями или опытом может использовать это по назначению, не испытывая безнадежного разочарования.
Психология является неотъемлемой частью процесса проектирования пользовательского опыта. Понимание того, как люди взаимодействуют с продуктом и как на их решения можно повлиять, — вот темы, которые должны быть рассмотрены UX-дизайнерами.
Когда речь идет о юзабилити, понимание некоторых принципов человеческого познания помогает объяснить и предугадать поведение пользователя. Специалист по психологии поведения, доктор наук — Сьюзан Вайншенк, выявила десять фактов о человеческом разуме, которые, по ее мнению, могут оказать значительное влияние на UX-дизайн. Мы выделили из них три основополагающих:
• Люди совершают ошибки.
• У людей есть ограничения.
• Люди ленивы.
Это правда. Они хотят выполнить задачу, затратив как можно меньше усилий. А это значит, что, когда речь идет о вашем сайте, административные задачи и заполнение форм должны быть максимально простыми. Объекты должно быть легко найти, а навигация должна быть понятной и удобной.
• Люди не хотят думать больше, чем нужно.
• Пользователи могут усвоить лишь ограниченное количество информации за один присест.
Это означает, что по умолчанию должна быть представлена только самая важная информация, при этом у пользователей должна быть возможность увидеть более подробные данные, если они того пожелают. Текст должен легко сканироваться и разбиваться на заголовки, блоки и типографские элементы (жирный, курсив, шрифты и т. д.).Все мы склонны ошибаться. Сайт с хорошим юзабилити предвидит распространенные ошибки и предусматривает возможность предотвратить их. Обеспечьте простоту «отмены» определенных действий и всегда запрашивайте подтверждение, прежде чем пользователь решит совершить какое-то действие, например, опустошить корзину.
Это лишь база. На практике UX-дизайна встречается куда больше подводных камней и деталей, с которыми ежедневно работают дизайнеры и разработчики.